ПРО ВОРОВ...

Вор в законе занимал место , пользующееся большим уважением и властью в бывшем Советском преступном мире. Он был хранителем кодекса (воровского закона), который управлял его поведением и поведением его последователей. Редко совершая преступления, он был организатором преступной деятельности и окончательным судъей " воровской справедливости ", улаживающим конфликты среди групп и применяющим санкции против нарушителей кодекса. Эти "крестные отцы" оказались достаточно гибкими, чтобы пережить многие изменения, которым подверглось советское общество, сохраняя ядро их кодекса. Еще раз, в постсоветской неопределенности, он переопределяет правила, которыми он живет, чтобы гарантировать свое выживание во все более и более конкурентоспособной атмосфере. Имея обширное экономическое и политическое влияние, он будет играть главную роль в будущем развитии России. Верхушка воров в законе становится более честолюбивой, устанавливает обширные преступные сети в Соединенных Штатах, Европе и странах бывшего Союза.

ИСТОРИЯ: До Октября

Обычный вор существовал в России в течение столетий, становясь все более и более специализированным через какое-то время. Во время правления Петра I (1695-1725), страна изобиловала ворами. Только в предместьях Москвы, имелось больше чем 30,000, впрочем уровень их организации и взаимовыгодного сотрудничества был незначительный. Они жили обособленно и ходили "на дело" отдельными, изолированными бригадами. "Вором" в то время назывыался тот, кто берет собственность другого. В течение 18-ого столетия, однако, уровень организации увеличивался, благодаря объединению в преступные группы, финансовым вкладам как условиям членства. Использование прозвищ(погонял) среди преступников и четкого жаргона (фени) вошло в большее употребление. К концу 19-ого столетия, преступный мир разработал профессиональное ядро и четкое разделение специальностей с первыми признаками появления преступного "босса" .

После Октября

Предшественники воров в законе быстро развивались после революции 1917. В попытке создать неустойчивость, хаос и панику, политические враги нового государства начали привлекать на свою сторону профессиональных преступников. Однако, было невозможно объединить политических и уголовных преступников без некоторой степени врастания политических преступников в уголовный мир. В результате политические часто становились главами молодых преступных групп и в конечном счете брал стали называться "жиганы". Жиганы заимствовали традиции и обычаи преступного мира и адаптировали их к новым условиям. Обеспечивая идеологические оттенки к своим сообщениям, жиганы надеялись донести их до как можно широкой возможной аудитории. Это также помогло избежать полного слияния с преступным миром. Как "идеологическая" оппозиция новому государству, жиганы разработали следующие воровские законы: 1. Запрещалось работать или принимать участие в работе общества 2. Запрещалось иметь постоянную семью 3. Запрещалось принимать оружие от государства 4. Запрещалось сотрудничать с властями как свидетель или жертва 5. Обязываалось вносить деньги на общак Это было первая стадия в формировании новых традиций и обычаев в то время как традиционные атрибуты (татуировки, жаргон, прозвища, жесты) и эмоциональные (песни, стихи, высказывания) элементы преступного мира остались более или менее постоянными. Невозможность объединиться внутренне, однако, привела к противоречивым философским точкам зрения: одной определенной "профессиональной" (уголовные преступники) и другой, склоняющихся к " социальному статусу " (жиганы). К концу 1920-ых и в 1930-ые, обострился кризис лидерства. Более низкие круги иерархии, перестали повиноваться жиганам и поддерживали их собственных лидеров, урок. Постоянный конфликт между урками и жиганами создал потребность в совершенствовании кодекса преступного мира. Базируясь на дореволюционных преступных традициях и обычаях, был принят единый закон, чтобы регулировать поведение высших представителей преступного мира. Согласно этому кодексу, наиболее авторитетные преступники стали называться " воры в законе ". Исправительные трудовые лагеря действовали как среда для дальнейшего развития и быстрого распространения традиций и обычаев воров через тюрьму. Будучи выпущенными из тюрьмы, вышеупомянутые солагерники продолжали распространение кодекса, привлекающего даже большее число сторонников и таким образом укрепляли власть воров и поддерживали единость бригады.

"Сучья война"

К началу Второй Мировой Войны, воры в законе были мощной силой в Советском преступном мире. Война, однако, произвела глубокий эффект в преступном сообществе. Часть братства воров, откликнулась на призыв защищать Родину, в то время как другие выбрали остаться в тюрьме, верные их истинной присяги. В конце войны, те, кто нарушили кодекс, приняв в руки оружие для поддержки государства, попытались повторно-интегрироваться с преступным миром. Из-за их предательства преступных кругов, однако, они теперь рассматривались как "суки" и запрещалось восстановлять их полномочия. Этот конфликт среди элиты привел к " сучьей войне ". " Сучья война " была битвой не на жизнь, а на смерть в тюрьме между преступниками, твердо придерживаяющимися воровского закона и теми, кто предали кодекс, приняв оружие от государства. "Суки" разработали альтернативный кодекс в конце Второй Мировой Войны, который разрешал сотрудничество с государственными властями, в попытке восстановить власть, от которой они отказались в войну. Воспоминания очевидца показывают сущность конфликта: Прошел слух через тюремную систему связи что вор, Гусь (Виктор Гусев), служил на фронте. Его камера предъявляет ему за это: - В чем проблема? - сказал он, - Военные предрассудки! Это все признаки войны. Большое дело! Почти вся армия Рокоссовского была из лагеря, как и я. Не, братаны, никакая я не сука. - Что такое сука? - спросил один из мелких воров. Он имел лысый лоб, и его называли Владимиром - или Лениным для краткости, - Что такое сука? - Сука? - проворчал Рыжий, - Любой, кто отказывается от нашей веры и предает своих. - Но я своих не предавал - отвечал Гусь, - Я был в армии, и все. Я боролся против врагов! - Чьих врагов? - Ленин набычил глаза. - Че значит, чьих? Врагов Родины. - Этот родина,что, твой друг? - Нет, но бывают времена когда... - Слушай, ты, ублюдок,- сказал Ленин, - ты уже третью ходку делаешь, благодаря этой родине. Ты скажи мне, ты сам не можешь это понять? - Понять что? - Различие, - сказал Ленин, - Различие между ними и нами. Если у тебя полоски на плечах... - Я уже форму не ношу давно! - Не имеет значение. Я вообще говорю. Про правила. Если у тебя полоски на плечах, ты не свой. Ты тогда живешь по их правилам, не по нашим. В любой момент они могли бы приказать, чтобы ты зеков охранял, и ты бы охранял. Если бы они приказали, чтобы ты охранял склад, ты бы склад охранял. И если, вдруг какие-нибудь воры решили выставить тот склад и увести пару вещей, что тогда? Ты был бы должен стрелять в них, так? Это - правила! - Это - все теории, - Гусь бормотал, оглядываясь вокруг. - Это могло бы случиться в жизни. - Ну, в жизни, я стрелял на фронте, на войне. Я не вижу, что что-то в этом неправильно. - Мы видим, - сказал Ленин. - Настоящий вор не должен служить власти. Любой власти!- он надвигался, повысив голос, - я прав? - Прав!- ответили все. - Прав,- он повторил, - Это - закон. Советские тюремные власти попытались использовать " сучью войну " в целях устранения некоторых заключенных руками их собратьев. Воюющие группы преднамеренно размещались в том же самом помещении, и администрация не сразу подавляла те битвы, которые возникали. Кровопролитие стало настолько большим, что воры были вынуждены адаптировать их кодекс чтобы остаться в живых. После многочисленных дебатов, они сошлись на исключении к правилам: воры имели право, в случае критической потребности, становиться руководителями групп и парикмахерами в лагерях. Руководитель группы мог тогда всегда прокормить несколько друзей одновременно. Парикмахеры имели доступ к острым предметам - бритвам и ножницам, отличным преимуществом в случае боевых действий. В 1950-ые, некоторые воры начали уходить от преступных традиций. Тюремные администрации часто поддерживали тех, которые подумывали оставить воровские круги, рассматривая их действия в положительном свете. При использовании прикрытия, обеспеченного должностными лицами, эта преступная элита собрала власть в собственные руки и начала устанавливать свои правила преступному миру. Они еще раз регулируют закон и объявляют себя непосредственными защитниками преступной традиции. Те воры в законе, кто покинул новую власть (известные как отколотые) сформировали новые бригады и продолжили развитие их преступной деятельности. Поначалу снижение в количестве воров было неправильно истолковано официальными лицами,следящем за соблюдением законов, как окончательное разрушение воровской общины, исчезновение традиций, обычаев и кодекса. Власти были так убеждены, что преступные лидеры и их группы исчезли навсегда, что они фактически прекратили всю работу в этой области в 1960-ые годы. Несмотря на это убеждение, не имелось никаких доказательств, что безжалостные меры, использовавшиеся государством были успешными. Социальные и экономические условия времени фактически поощряли увеличение преступности и создали важную роль для воров. Специальные встречи (сходки) воры в законе устраивали в различных областях страны(Москва в 1947, Казань в 1955, Краснодар в 1956) чтобы обсудить развитие преступной деятельности. На Московских и Краснодарских встречах, несколько ворв были осуждены их товарищами и получили окончательное наказание. В 1979, главная сходка была в Кисловодске между ворами в законе и так называемыми владельцами подпольных магазинов (цеховиками), на которой было решено, что воры будут брать 10 процентов от дохода цеховиков. Грузинский стиль В 1982 была сходка в Тбилиси, где воры собрались, чтобы обсудить, будут ли они двигаться более активно к получению политической власти. Из-за близкой связи между преступным миром и государственной бюрократией, уже существовала вполне реальная возможность для воров реализовать их амбиции. Региональные правительственные блоки были уже частью мафиозных структур. Четыре года спустя, вопрос был поднят снова. Желая " играть по правилам " как понималось в то время, вор Васька Бриллиант настаивал, чтобы его товарищи - преступные лидеры не влезали в политику. Ему противостояли воры из горных областей Кавказа, в частности грузины. Возникшее в результате различие мнений среди воров проложило путь для Диабу Иоселиани, одного из самых известных и влиятельных воров в законе, к становлению правой рукой президента Грузии Эдуарда Шеварнадзе. Воры стали так популярны в Грузии, что больше чем 25 процентов от опрошенных школьников сказали, что хотят быть ворами в законе. В 1985, Центральный комитет Грузинской Коммунистической Партии приказал правоохранительным органам заняться ворами в законе. Чтобы подчеркнуть важность этого задания, Центральный комитет пояснил, что должностные лица, неспособные выполнить приказ будут рассматриваться непосредственно как правонарушители и понесут соответствующие наказания. К серединой 1986 года, 52 вора в законе были заключены в тюрьму. Однако, судьи дали им самые легкие возможные наказания. Видели ли они тщетность осуществления, или испытывали недостаток поддержки законодательной власти (не имелось никакого закона, согласно которому человек мог бы быть наказан за то что он вор в законе), или чувствовали давление преступного мира, или возможно давление защитников воров в партийном аппарате - не ясно. Девять воров были осуждены за бродяжничество и другие формы " паразитного существования "; 14 за хранение оружия и боеприпасов; 19 за торговлю наркотиками, и шесть за различные противозаконные действия. Ни один не был арестован за его организаторскую роль в совершениях преступлений. В любом случае, было трудно действительно убрать воров от их дел, так как они могли легко продолжать из тюремных камер. Кроме того, эта операция даже способствовала дальнейшему распространению воровских традиций, так как много грузинских воров сбежали в другие части Советского Союза, пока давление от правоохранительных органов не спало. Важно отметить некоторые различия между русскими и грузинскими ворами. Хотя русские изменяли их кодекс несколько раз начиная со Второй Мировой Войны, они имели тенденцию следовать за основными принципами типа никакого сотрудничества с государственными властями, приверженность к установленной процедуре для "коронации" нового вора, распространение воровского кодекса, чтобы привлечь молодняк, и вклады в общак. Грузины, которые составляли 31.6 процентов от советских воров (33.1 процентов от российских), разработали свою позицию среди воров в законе в 1970-ые. У них были не столь глубокие традиции, и, вообще, они росли согласно нормам, значительно отличающимся от русских. Воспитанные в большом семействе и клановых связях, вероятно, что грузины охотнее получали поддержку от и участвовали в преступлениях с кровными родственниками или старинными друзьями скорее, чем с преступным братством несвязанных родством. Кроме того, деньги имели большее значение в приобретении звания вора среди грузин, чем среди русских. Члены грузинского преступного мира, как известно,чаще покупали их уважаемую позицию скорее чем жили согласно кодексу. По этой причине, некоторые представители преступного мира и правоохранительные органы не рассматривают их подлинными ворами в законе. Имелась среди русских, до недавнего времени, непосредственно пропорциональная связь между временем отсидки и уровнем уважения в преступном обществе. С соответствующей суммой денег, грузин мог избежать тюремного заключения и пользоваться уважением среди воров. Таким образом, можно было найти 20-летнего грузинского вора в законе, но было трудно найти то же самое среди русских.

Наше время

По традиции, воры в законе презирали все связанное с "нормальным" обществом, таким образом это не удивительно обнаружить, что тюрьма была единственным местом, которое вор называл домом; свобода считали временной. Тюрьма не была обязательно неуважаемым или вредным местом для преступных действий; она фактически служила для укрепления репутации вора. Продолжительность срока и уважение были непосредственно пропорциональны. Кодекс запрещал вору участвовать в тюремной работе при любых обстоятельствах. Считалось за правило для сокамерников, делатьть работу за вора в случае необходимости. Со своей стороны, вор должен был принять любое наказание, данное тюремной администрацией за отказ работать. Для наиболее влиятельных из воров, угроза наказания администрацией не была реальной, во многих случаях, вор управлял тюрьмой. В этом случае, продолжать преступную деятельность из тюремной камеры не было трудно. Вор мог устроить себе отдельную камеру с телевизором и телефоном у его койки. Было возможно устроить звонок в фактически любую часть страны и даже за границу. Имелся ряд действий, которые рассматривались как сотрудничество с тюремной администрацией и таким образом запрещались кодексом. Они включали информирование относительно других заключенных; принятие лидерства при поддержке администрации; участие в строительстве тюремных помещений; принятие оружия или любую другую деятельность, которая могла интерпретироваться как сотрудничество с правительством или тюремной администрацией. Воры разрешали контакт с официальными лицами,следящими за соблюдением законов только, если такие встречи содействовали интересам воров без помощи правоохранению. Драматические события в бывшем Союзе изменили отношение воров к тюрьме. Если прежде это был признак чести и законности провести большую часть жизни в тюрьме, теперь вор стремится оставаться вне тюрьмы, рассматривая даже один день за решеткой недопустимым. Традиционные символы вора, типа обширных татуировок, устарели. Чисто выбритые, в самой модной одежде, на иностранных автомобилях и имеют три-четыре квартиры, воры открыто наслаждается плодами их трудов. Это - в отличие от традиционного кодекса, согласно которому ворам не разрешалось иметь квартиру или дом. Один аспект традиционного кодекса, который сохраняет вес - наказание для любого, кто оскорбляет вора. Например, если кто -то оскорбил вора, обидчик должен быть убит. В 1989, вор Султан, и его партнер, Авил, были в московском ресторане , когда толпа молодых людей за следующим столом стала шумной. Султан представился и попросил вести себя потише. Возмущенный просьбой, один из молодых ударил Султана. На следующий день он был убит. Вор Саша, осужденный за воровство, когда ему было шестнадцать лет, все еще сидел в тюрьме восемнадцать лет спустя, за то, что кроме всего прочего, убил сокамерника, который оскорбил его. Воры в законе стремятся привлечь как можно больше молодых в свою сферу влияния, что стало проще с закрытием социальных учреждений и быстро растущей инфляции. Общая ошибка среди исследователей это попытка найти противоречия между авторитетами и молодыми, которые отказываются кланяться традициям. Конечно имеется молодые преступники, которые конкурируют с ворами, последние все еще управляют большими количествами пехотинцев по бывшему Союзу.



Использованы некоторые материалы из книг M. Дёмина.
Hosted by uCoz